ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Куянтаево
МР Баймакский район РБ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в РФ», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной и основной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).
1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы курсов по выбору;
- программы факультативных занятий.
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).
2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и основное общее образование).
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту начального или основного общего образования;
- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального или основного общего образования;
- программе формирования универсальных учебных действий;
- основной образовательной программе начального и основного общего образования;
- примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- федеральному перечню учебников.
2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы
3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
3.2. Структура рабочей программы
· Титульный лист.
· Пояснительная записка.
· Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
· Содержание учебного предмета, курса.
· Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.
· Календарно-тематическое планирование.
· Приложения к программе.
3.3. Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы |
Содержание элементов рабочей программы |
Титульный лист |
· полное наименование ОО в соответствии с его уставом; · реквизиты рассмотрения и принятия, согласования и утверждения рабочей программы учителя по предмету, курсу3; · наименование предмета учебного плана ОО, для изучения которого разработана рабочая программа учителя; · указание на принадлежность рабочей программы учителя по предмету, курсу к уровню общего образования; · срок реализации данной рабочей программы учителя по предмету, курсу; · ссылка на примерную или авторскую программу, на основе которой разработана данная рабочая программа учителя по предмету, курсу; · фамилия, имя, отчество составителя рабочей программы учителя по предмету, курсу; · год составления рабочей программы учителя по предмету, курсу. |
Пояснительная записка |
· кому адресована программа: определение класса обучающихся; · концепция (основная идея) программы; · обоснованность (актуальность, новизна, значимость); · общие цели учебного предмета для ступени |
Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса |
· В данном разделе рабочей программы по предмету, курсу указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые необходимо сформулировать на весь уровень начального общего образования и конкретизировать по классам. |
Содержание тем учебного курса |
· перечень и название раздела и тем курса; · необходимое количество часов для изучения раздела, темы; · содержание учебной темы: · основные изучаемые вопросы; · практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; · формы контроля; · возможные виды самостоятельной работы учащихся |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы. |
· В данном разделе определяется перспективное планирование изучения основных разделов учебного предмета с указанием общего количества часов на каждый раздел и распределение часов на изучение каждого раздела по годам обучения. |
Календарно-тематическое планирование на год обучения |
· Наименование раздела программы предмета учебного плана ОО с указанием количества часов на данный раздел. · Номер урока (учебного занятия). · Планируемые сроки проведения урока (учебного занятия). · Фактические сроки проведения урока (учебного занятия). · Тема урока (занятия) с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, которая располагается по порядку в соответствии с логикой изучения учебного материала. |
Приложения к программе |
- основные понятия курса; - контрольно-измерительные материалы - темы проектов; - темы творческих работ; - примеры работ и т.п.; - методические рекомендации и т.д. |
4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
4.1. Рабочая программа рассматривается на заседании МО и анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.
4.2. После согласования рабочая программа утверждается (до 1 сентября текущего года) приказом директора ОУ.
4.3. Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высококвалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.
4.4 При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
4.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР.
5. Оформление рабочей программы
5.1. Текст набирается в редакторе WordforWindows шрифтами TimesNewRoman,Сalibri, 12 — 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
Срок действия и хранения.
6.1 Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один находится в кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной работе, другой – на руках у педагога.
6.2. Рабочая программа действительна в течение времени, указанного на титульном листе и хранится также в течение этого времени.
6.3. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).