ПОЛОЖЕНИЕ

о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО

Муниципального  общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Куянтаево

МР Баймакский район РБ

 

1. Общие положения 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в РФ», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной и основной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).

1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального  и основного общего образования.

Задачи программы:

-  дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

-  конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.4. Функции рабочей программы:

-                   нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

-                   целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

-                   определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

-                   процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

-                   оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования, относятся:

-        программы по учебным предметам;

-        программы курсов по выбору;

-        программы факультативных занятий.

 

2. Разработка рабочей программы 

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа  разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и основное общее образование).

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

-        федеральному государственному образовательному стандарту начального или основного общего образования;

-        требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального или основного общего образования;

-        программе формирования универсальных учебных действий;

-        основной образовательной программе начального и основного общего образования;

-        примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

-        федеральному перечню  учебников.

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной  или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

 

             3.  Структура, оформление и составляющие рабочей программы

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.

3.2. Структура рабочей программы

·         Титульный лист.

·         Пояснительная записка.

·         Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

·         Содержание учебного предмета, курса.

·         Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.

·         Календарно-тематическое планирование.

·         Приложения к программе.

 

3.3. Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы рабочей

 программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

·         полное наименование ОО в соответствии с его уставом;

·          реквизиты рассмотрения и принятия, согласования и утверждения рабочей программы учителя по предмету, курсу3;

·          наименование предмета учебного плана ОО, для изучения которого разработана рабочая программа учителя;

·          указание на принадлежность рабочей программы учителя по предмету, курсу к уровню общего образования;

·          срок реализации данной рабочей программы учителя по предмету, курсу;

·         ссылка на примерную или авторскую программу, на основе которой разработана данная рабочая программа учителя по предмету, курсу;

·          фамилия, имя, отчество составителя рабочей программы учителя по предмету, курсу;

·          год составления рабочей программы учителя по предмету, курсу.

Пояснительная

 записка

·         кому адресована программа:  определение класса обучающихся;

·         концепция (основная идея) программы;

·         обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

·         общие цели учебного предмета для ступени

Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса

·         В данном разделе рабочей программы по предмету, курсу указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые необходимо сформулировать на весь уровень начального общего образования и конкретизировать по классам.

Содержание тем учебного курса

·         перечень и название раздела и тем курса;

·         необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

·         содержание учебной темы:

·    основные изучаемые вопросы;

·    практические и лабораторные работы, творческие и практические задания,

экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

·    формы  контроля;

·    возможные виды самостоятельной работы учащихся

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.

·         В данном разделе определяется перспективное планирование изучения основных разделов учебного предмета с указанием общего количества часов на каждый раздел и распределение часов на изучение каждого раздела по годам обучения.

Календарно-тематическое планирование на год обучения

·         Наименование раздела программы предмета учебного плана ОО с указанием количества часов на данный раздел.

·         Номер урока (учебного занятия).

·         Планируемые сроки проведения урока (учебного занятия).

·         Фактические сроки проведения урока (учебного занятия).

·         Тема урока (занятия) с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, которая располагается по порядку в соответствии с логикой изучения учебного материала.

Приложения к программе

- основные понятия курса;

- контрольно-измерительные материалы

- темы проектов;

- темы творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации и т.д.

 

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы 

4.1. Рабочая программа рассматривается на заседании МО и анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и  требованиям государственного образовательного  стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

4.2. После согласования  рабочая программа утверждается   (до 1 сентября текущего года) приказом директора ОУ.

4.3. Рабочие программы, являющиеся авторскими,  проходят дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высококвалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.

4.4 При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

4.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР.

 

5. Оформление рабочей программы 

 5.1. Текст набирается в редакторе WordforWindows шрифтами TimesNewRoman,Сalibri, 12 — 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.

 

Срок действия и хранения. 

6.1  Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один находится в кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной работе, другой – на руках у педагога.

6.2. Рабочая программа действительна в течение времени, указанного на титульном листе и хранится также в течение этого времени.

6.3. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).