РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

 

по литературе  для среднего общего образования

 

(10-11 классы)

 

 

 

 

 

БуранбаевойСанииРафаилевны 

 

учителя русского языка и литературы первой категории

 

 

 

 

 

Разработана на основе авторской программы по литературе для 10-11 классов (базовый уровень)

 

под редакцией В.Я. Коровиной

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации – 2 года

 

 

 

 

 

I.                   Пояснительная записка. 

 

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина.М.-Просвещение 2012 г.) с использованием учебников в 10 классе «Литература» (ч.1, 2) .Учебник для образовательных учреждений под редакцией В.И. Сахарова, С.А. Зинина:, М.- «Русское слово» 2009г. ; В 11 классе «Литература» (ч.1, 2) .Учебник для образовательных учреждений под редакцией С.А. Зинина, В.А.Чалмаева:, М.- «Русское слово» 2009г.

 

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

 

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 

- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

 

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

 

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;  написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

 

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

 

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

 

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

 

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

 

Обоснование выбора программы.

 

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

 

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

 

    Программа среднего общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

 

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

 

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

 

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

 

- выразительное чтение.

 

- различные виды пересказа.

 

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

 

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

 

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

 

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

 

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

 

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества русской классики.

 

Программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

 

- сравнение и сопоставление;

 

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

 

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

 

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

 

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

 

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

 

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

 

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

Основная идея программы заключается в том, что литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

 

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

 

- владение умениями выразительного чтения;

 

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

 

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

 

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

 

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

 

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

 

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

 

    На изучение литературы отводится  в 10 классе – 102/105 часов (3 часа в неделю), 11 классе - 102 часа(3 часа неделю).

 

 

 

 

 

II.                Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

 

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

 

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

 

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

 

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

 

1) в познавательной сфере:

 

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 

2) в ценностно-ориентационной сфере:

 

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 

3) в коммуникативной сфере:

 

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 

 • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 

4) в эстетической сфере:

 

 • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

 

 

III.             Содержание тем учебного курса.

 

 

 

10  класс.

 

Введение.

 

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

 

Из  литературы  первой  половины  XIX  века

 

А.С. Пушкин.

 

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

 

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

 

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

 

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

 

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

 

Уметь:анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

 

М.Ю. Лермонтов.

 

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

 

Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии.

 

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

 

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

 

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

 

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Н.В. Гоголь.

 

Повести: «Невский проспект», «Нос»,«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

 

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

 

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

 

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

 

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Урок внеклассного чтения № 1

 

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя (тему выбирает обучающийся)

 

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века.

 

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

 

А.Н.Островский.

 

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

 

«Колумб Замоскворечья» (слово об  А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие  драмы Н.А. Островского «Гроза». Город  Калинов и его обитатели.Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме  «Гроза».Сила и слабость характера Катерины.

 

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

 

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

 

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

 

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

 

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

 

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Тестовые задания по творчеству А.Н.Островского.

 

И.А.Гончаров.

 

Роман «Обломов».

 

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

 

Понятие «обломовщина». Обломов и   Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

 

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

 

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).

 

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».

 

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.

 

И.С. Тургенев.

 

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

 

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

 

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

 

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

 

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

 

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

 

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».

 

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

 

Урок внеклассного чтения № 1

 

Н.Г. Чернышевский.

 

Роман «Что делать? » (обзор).

 

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

 

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

 

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

 

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Н.А. Некрасов.

 

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

 

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр,  композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках.Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

 

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

 

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

 

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

 

Знать опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

 

 

 

Ф.И. Тютчев.

 

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

 

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

 

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

 

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

 

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

А.А. Фет.

 

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

 

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

 

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

 

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

 

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета.

 

Н.С. Лесков.

 

Повесть «Очарованный странник».

 

Художественный мир произведений  Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести».  Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

 

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги­на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

 

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

 

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож­ник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

 

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Урок внеклассного чтения № 2

 

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова

 

М.Е. Салтыков-Щедрин.

 

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

 

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрыйпискарь».  Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

 

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

 

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

 

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

 

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Урок внеклассного чтения № 3

 

Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

 

А.К. Толстой.

 

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

 

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии  А.К.Толстого.

 

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

 

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

 

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

 

Л.Н. Толстой.

 

Роман «Война и мир».

 

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг.  в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная  война 1812 г.  Философия войны в романе. «Нет величия там,  где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли:   предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.   

 

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

 

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

 

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

 

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

 

Урок внеклассного чтения № 3

 

Ф.М. Достоевский.

 

Роман «Преступление и наказание».

 

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания  социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория  Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда»  Сони Мармеладовой.  Возрождение души Раскольникова.

 

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

 

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).

 

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

 

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

 

А.П. Чехов.

 

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

 

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели  человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах.  Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».  Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».   Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

 

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

 

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

 

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».

 

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

 

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 

 Итоговая контрольная работа.

 

 

 

11 класс.

 

 

 

Введение.

 

Сложность и самобытность русской литературы  XX века. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.         

 

И. А. Бунин.

 

 Жизнь и творчество. «Окаянные дни». Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» и др.  Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Легкое дыхание». Повесть «Деревня». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Сочинение по творчеству И.А. Бунина.

 

Опорные понятия:лирическая проза, приемы словесной живописи.

 

Внутрипредметныесвязи:И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.

 

Межпредметныесвязи:«лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы С.В. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.

 

Для самостоятельного чтения:повесть  «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».

 

М. Горький.

 

Жизнь и творчество (обзор). «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др. Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Публицистика  Горького. Сочинение по творчеству М .Горького.

 

Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.

 

Внутрипредметныесвязи:традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).

 

Межпредметныесвязи:М. Горький и МХТ; сценические   интерпретации пьесы «На дне».

 

Для самостоятельного чтения:рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».

 

А.И. Куприн.

 

Жизнь и творчество (обзор). «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских  отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

 

Опорные понятия:очерковая проза; символическая деталь.

 

Внутрипредметныесвязи:толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.

 

Межпредметныесвязи:Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) LarqoAppassionato(к рассказу «Гранатовый браслет»).

 

Для самостоятельного чтения:повесть «Молох», рассказы «Allez!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».

 

Проза Л.Н. Андреева.

 

Нравственно-философская проблематика рассказа «Иуда Искариот». Сочинение по творчеству Куприна или Андреева.

 

Опорные понятия:неореализм; евангельский мотив.

 

Внутрипредметныесвязи:М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева.

 

Межпредметныесвязи:творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.

 

Для самостоятельного чтения:рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».

 

Русская поэзия конца XIX – начала XX века.

 

В. Брюсов,  Ф. Сологуб,  К. Бальмонт,  И. Анненский,  А. Белый,  Н.  Гумилев,  И. Северянин,  Н. Клюев. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

 

А. А. Ахматова.

 

Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Тема исторической памяти.  Сочинение по творчеству

 

А.А.Ахматовой.

 

Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.

 

Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.

 

Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Requiem В.А. Моцарта.

 

Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Поэма без героя».

 

М. И. Цветаева.

 

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»,  «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст».  Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

 

Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность (прерывистость) стиха.

 

Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).

 

Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).

 

Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».

 

О. Э. Мандельштам.

 

Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

 

Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация; «Парижская нота» русской поэзии.

 

Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох.

 

А. А. Блок.

 

Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

 

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

 

Поэма «Двенадцать».

 

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати». Сочинение по творчеству Блока.

 

Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

 

Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.

 

Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».

 

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

 

В. В. Маяковский.

 

Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие. Пьесы «Клоп», «Баня». Письменная работа.

 

Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.

 

Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).

 

Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.

 

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», поэмы «Люблю», «Хорошо!».

 

С. А. Есенин.

 

Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим по­немногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью перелесиц ...», «В том краю, где желтая крапива...»,   «Собаке Качалова»,   «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

 

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

 

Поэмы  «Пугачев», «Анна Снегина».

 

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

 

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина. Сочинение. Контрольная работа.

 

Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.

 

Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.

 

Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3.Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).

 

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».

 

А. Н. Толстой.

 

 Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

 

М. А. Шолохов.

 

Роман-эпопея «Тихий Дон».

 

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути  «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие  «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи. Сочинение по творчеству Шолохова.

 

Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.

 

Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).

 

Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958).

 

Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».

 

М. А. Булгаков.

 

Романы     «Белая гвардия»,   «Мастер и Маргарита» — по выбору. Сатира Булгакова – по выбору.

 

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.

 

«Мастер и Маргарита»как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Сочинение по творчеству Булгакова.

 

Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.

 

Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).

 

Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.

 

Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».

 

Б. Л. Пастернак.

 

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

 

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.

 

Роман   «Доктор Живаго».

 

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

 

Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.

 

Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.

 

Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.

 

Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».

 

ПрозаА. П. Платонова.

 

Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный человек», «Котлован» —  по выбору.

 

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

 

Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.

 

Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).

 

Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.

 

Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества », «Старый механик», повесть «Джан ».

 

Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе. Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов (обзор).

 

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).

 

Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Муссы Джалиля.

 

Жанр поэмы в литературной летописи войны(«Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

 

Проза о войне.«Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.

 

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

 

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).

 

«Оттепель» 1953—1964 годов— рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

 

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

 

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов.Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

 

«Деревенская проза» 50—80-х годов.Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф.Абрамова, В. Белова и др. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

 

Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

 

Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов.Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

 

А. Т. Твардовский.

 

Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини…» и др. по выбору.

 

Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

 

Поэма   «По праву памяти».

 

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

 

Опорные понятия:лирико-патриотический пафос; лирический эпос.

 

Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.

 

Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.

 

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».

 

Поэтическая «оттепель».   Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина.

 

Н. Рубцов

 

Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике.

 

Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

 

Опорные понятия:«тихая» лирика, напевный стих.

 

Внутрипредметные связи: есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.

 

Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н. Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.).

 

Для самостоятельного чтения: «Звезда полей», «Первый снег», «Ферапонтово» и др.

 

Проза В.П. Астафьева

 

Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ  «Людочка» и др.  Натурфилософия  В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.

 

Опорные понятия:натурфилософская проза, новеллистический цикл.

 

Внутрипредметные связи: «Царь-рыба» Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя.

 

Межпредметные связи: рассказ «Людочка» и к/ф С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».

 

Для самостоятельного чтения: повести «Стародуб», «Перевал», роман «Прокляты и убиты».

 

«Деревенская проза» 50-80-х годов XX века.       Творчество С. Залыгина, Ф. Абрамова, Ю. Казакова(обзор). Жизнь и творчествоВ. Г. Распутина. Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.      

 

Опорные понятия: «деревенская проза», трагическое пространство.

 

Внутрипредметные связи: нравственная проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

 

Межпредметные связи: экранизация повести «Прощание с Матёрой», «Василий и Василиса».

 

Для самостоятельного чтения: повести В.Г. Распутина  «Деньги для Марии», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар».

 

Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов (обзор). Жизнь и творчество А. Вампилова. Пьеса «Утиная охота»

 

Жизнь и творчество В. Т. Шаламова. «Колымские рассказы».

 

Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова.

 

Н. А. Заболоцкий.

 

Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.  Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.

 

Опорные понятия:поэзия ОБЭРИУ; «натурфилософская» лирика.

 

Внутрипредметныесвязи:опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.

 

Межпредметныесвязи:лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.

 

В. М. Шукшин

 

Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство»

 

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

 

Опорные понятия:герой-«чудик»; пародийность художественного языка.

 

Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).

 

Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).

 

Для самостоятельного чтения: повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».

 

 

 

А.И.Солженицын.

 

Повесть  «Один день Ивана Денисовича».

 

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.

 

Продолжение темы народногоправедничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

 

Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).

 

Контрольное тестирование.

 

Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.

 

Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).

 

Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.

 

Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».

 

 

 

 

 

IV.             Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.

 

10 класс (3 ч. в неделю)

 

п/п

Раздел. Тема.

Количество

часов

Контрольные работы

1

Введение. К истории русской литературы 19 века.

1

 

2

Литература первой половины 19 века.

13

1

3

Литература второй половины 19 века.

83

14

4

Зарубежная литература второй половины 19 века.

8

1

Итого:

105

16

 

11 класс (3ч. в неделю)

 

п/п

Раздел. Тема.

Количество

часов

Контрольные работы

1

Вводные уроки.

2

 

2

И.А. Бунин.

4

 

3

А. И. Куприн.

4

1

4

А.Аверченко

1

 

5

Л.Н. Андреев

2

 

6

«Серебряный век» русской поэзии.

11

1

7

Максим Горький   

8

 

8

Александр Блок.

4

 

9

С.Есенин.

5

 

10

Владимир Маяковский.

4

1

11

А.Фадеев.

1

 

12

Е.Замятин.

2

 

13

Андрей Платонович Платонов.

3

1

14

Михаил Афанасьевич Булгаков.

5

1

15

Алексей Толстой.

3

 

16

Николай Алексеевич Заболоцкий.

2

 

17

Михаил Александрович Шолохов.

8

1

18

Современная проза о Великой Отечественной войне.

5

 

19

Александр Трифонович Твардовский.

3

1

20

Борис Пастернак.

2

 

21

Александр Исаевич Солженицын.

6

1

22

Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели».

17

1

Итого:

102

9