РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

 

 

по русскому языку для основного общего образования

 

(5-9 классы)

 

 

 

 

 

БуранбаевойСанииРафаилевны 

 

учителя русского языка и литературы первой категории

 

 

 

 

 

Разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку

 

для образовательных учреждений с русским языком обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации – 5 лет

 

 

 

I.                   Пояснительная записка.

 

 

 

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального государственного

 

образовательного стандарта основного общего образования, Положения о рабочей программе в ОУ, Положения о промежуточной и итоговой

 

аттестации в ОУ, Федерального перечня учебников по предмету «Русский язык» и примерной программы по русскому языку для основной школы

 

(предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2012 г.)

 

Русский язык — это государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов

 

России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

 

Первостепенное значение одноимённой учебной дисциплины определяется тем, что русский язык является основой развития мышления,

 

воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем — на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм.

 

   Главными целями изучения предмета «Русский язык» в основной школе являются:

 

·          воспитание любви к родному языку, отношения к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности, осознания его эстетической ценности;

 

·         обеспечение овладением важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.);

 

·         обеспечение языкового развития учащихся, оказание помощи в овладении разнообразными видами речевой деятельности;

 

·         формирование умения и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;

 

·         формирование умения свободно, правильно и выразительно говорить и писать на русском языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.

 

 Достижение указанных целей требует решения следующих задач:

 

·         дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

 

·         обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формировать умение применять эти знания на практике;

 

·         развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

 

·         формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; осуществлять речевой самоконтроль;

 

·         проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.

 

   Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

 

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

 

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииформируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических норм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

 

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

 

   Курс русского языка для V-IX классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

 

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

 

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.

 

Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

 

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы.

 

Данная программа выбрана потому, что её структура и содержание обеспечивают условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления принципов личностно-ориентированного обучения. Кроме того, программа предусматривает использование элементов компетентно-деятельностного подхода в обучении, проектную методику, элементы современных педагогических технологий.

 

Изучение русского языка в 5-9 классах осуществляется в объеме 680/700 ч.  Из них в 5 классе – 170/175 часов (5 часов в неделю), 6 класс – 204/210 часов (6 часов в неделю), 7 класс – 136/140 часов (4 часа в неделю), 8 класс – 102/105 часов (3 часа в неделю), 9 класс – 68 часов (2ч в неделю) и 102 часа (3 часа в неделю).

 

 

 

 

 

II.                Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

 

  

 

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

 

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в

 

развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

 

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту

 

русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого

 

общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

 

1) владение всеми видами речевой деятельности:

 

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

 

• владение разными видами чтения;

 

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,

 

ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

 

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

 

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать

 

достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

 

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературыидр.);

 

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми впроцессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностногоимежкультурногообщения.

 

Предметнымирезультатамиосвоениявыпускникамиосновнойшколыпрограммыпорусскому языкуявляются:

 

1)представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества;

 

2)понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при  получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

 

3) владение всеми видами речевой деятельности:

 

аудирование и чтение:

 

·         адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

 

·         владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

 

·         владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;

 

·         способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

 

·         адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования( с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);

 

·         умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

 

говорение и письмо:

 

·         умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);

 

·         способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие  теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 

·         умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

 

·         владение разными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

 

·         соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

 

·         способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения;

 

·         осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

 

4)      усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

 

5)      освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

 

6)      проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

 

7)      осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

 

 

 

 

III.             Содержание тем учебного курса.

 

 

 

5 класс. 

 

Язык – важнейшее средство общения.

 

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

 

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

 

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.Раздельное написание предлогов с другими словами. Текст. Части речи. Глагол.Правописа­ние -тсяи –тьсяв глаголах. Тема текста. Личные окончания глаголов. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Основная мысль текста.

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

 

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.Пунктуация как раздел науки о языке.Словосочетание: главное и зависимое слово в сло­восочетании. Разбор словосочетания. Предложение. Простое предложение. Виды про­стых предложений по цели высказывания: повество­вательные, вопросительные, побудительные. Воскли­цательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).Грамматическая основа предложения.Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные пред­ложения (с двумя главными членами). Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; за­пятая между однородными членами без союзов и с сою­зами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Предложения с обращениями. Письмо. Синтаксический разбор словосочетания. Синтаксический разбор простого предло­жения. Пунктуационный разбор простого предложения. Сложное предложение. Наличие двух и более грам­матических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).Запятая между простыми предложениями в слож­ном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.Синтаксический разбор сложного предложения.Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.Диалог. Тире в начале реплик диалога. Повторение.

 

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Куль­тура речи.

 

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как еди­ница языка. Звуки речи: гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твер­дые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие соглас­ные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Рукописные и печат­ные буквы. Прописные и строчные буквы. Каллиграфия.Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мяг­кости согласных. Мягкий знак для обозначения мягко­сти согласных. Опознавательные признаки орфограмм.Орфографический разбор.Орфографические словари.Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывании. Повторение.

 

Лексика. Культура речи.

 

Лексика как раздел науки о языке. Слово как еди­ница языка.Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые сло­вари. Повторение.

 

Морфемика. Орфография. Культура речи.

 

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. Корень слова. Суффикс. Приставка. Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Морфемные словари.Орфография как раздел науки о языке. Орфогра­фическое правило.Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и сна конце приставок. Правописание чередую­щихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы е-о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Повторение.

 

Морфология. Орфография. Культура речи.

 

Имя существительное.

 

Имя существительное как часть речи. Синтакси­ческая роль имени существительного в предложении.Существительные одушевленные и неодушевлен­ные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названи­ях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спек­таклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.Род существительных. Три склонения имен суще­ствительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

 

Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имен существительных. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор имени существительного.Доказательства и объяснения в рассуждении. Повторение.

 

Имя прилагательное.

 

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксиче­ская роль имени прилагательного в предложении.Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с ос­новой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.Изменение полных прилагательных по родам, па­дежам и числам, а кратких — по родам и числам.Описание животного. Структура текста данно­го жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Повторение.

 

 

 

Глагол.

 

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глаго­ла в предложении.Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тьсяи -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).Не с глаголами. Совершенный и несовершенный вид глагола. I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.Правописание чередующихся гласных е – и  в кор­нях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Употребление времен. Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа.Понятие о рассказе, об особенностях его струк­туры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Повторение.

 

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

 

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

 

 

 

6 класс.

 

Язык. Речь. Общение.

 

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

 

Повторение изученного в 5 классе.

 

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфо­граммы в приставках и в корнях слов. Части речи. Орфо­граммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложе­ние. Запятые в сложном предложении. Синтаксиче­ский разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Составление диалога.

 

Текст.

 

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные пред­ложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

 

Лексика и фразеология. Культура речи.

 

Слово и его лексическое значение. Собирание ма­териалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие сло­ва. Словари. Повторение.

 

Фразеология. Культура речи.

 

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

 

Словообразование. Орфография. Культура речи.

 

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материа­лов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в кор­не -кас- - -кос-. Буквы а и о в корне -гар- - -гор-, Буквы а и о в корне -зар- - -зор-.Буквы ы и ипосле приста­вок. Гласные в приставках пре- и при. Соединительные гласные ои е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

 

Морфология. Орфография. Культура речи.

 

Имя  существительное.

 

Имя существительное как часть речи. Разно­склоняемые имена существительные. Буква е в суф­фиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные обще­го рода. Морфологический разбор имени сущест­вительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные в суффиксах существительных–еки –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

 

Имя прилагательное.

 

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.  Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прила­гательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилага­тельных. Различение на письме суффиксов прилага­тельных -к- - -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

 

Имя числительное.

 

Имя числительное как часть речи. Простые и со­ставные числительные. Мягкий знак на конце и в се­редине числительных. Порядковые числительные. Раз­ряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический раз­бор имени числительного. Повторение.

 

Местоимение.

 

Местоимение как часть речи. Личные местоиме­ния. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные ме­стоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Место­имения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

 

Глагол.

 

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное на­клонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Пра­вописание гласных в суффиксах глаголов. Повторение.

 

Повторение и систематизация изученногов 5 и 6 классах. Культура речи.

 

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфоло­гия. Синтаксис.

 

 

 

7 класс.

 

Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

 

Повторение пройденного в 5-6 классах.

 

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

 

Морфология и орфография. Культура речи.

 

Причастие.

 

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение.

 

Деепричастие.

 

Деепричастие как часть речи. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастный оборот. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Повторение.

 

Наречие.

 

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е. Буквы е и ив приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на о и е.  Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Повторение.

 

Категория состояния.

 

Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль. Морфологический разбор категории состояния. Повторение.

 

Служебные части речи.

 

Самостоятельные и служебные части речи.

 

Предлог.

 

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных  предлогов. Дефис в предлогах.

 

Союз.

 

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные.  Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

 

Частица.

 

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Разряды частиц. Формообразующие и смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не. Частица ни, приставка ни, союз ни- ни. Повторение. 

 

Междометие. Звукоподражательные слова.

 

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

 

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

 

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

 

 

 

 

 

8 класс.

 

Русский язык в современном мире.

 

Повторение изученного в 5 - 7 классах.

 

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

 

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

 

Простое предложение.

 

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

 

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения. Описание памятника культуры.

 

Двусоставные предложения.

 

Главные члены предложения.

 

Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

 

Второстепенные члены предложения.

 

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.

 

Односоставные предложения.

 

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.

 

Простое осложненное предложение.

 

Понятие об осложненном предложении.

 

Однородные члены предложения.

 

Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Повторение.

 

Обособленные члены предложения.

 

Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Рассуждение на дискуссионную тему. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Повторение.

 

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

 

Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

 

Вводные и вставные конструкции.

 

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.

 

Чужая речь.

 

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.

 

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

 

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.

 

 

 

 

 

9 класс. 

 

Международное значение русского языка.

 

Повторение изученного в 5 - 8 классах.

 

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

 

Сложное предложение. Культура речи.

 

Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

 

Сложносочиненные предложения.

 

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания).

 

Сложноподчиненные предложения.

 

Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

 

Основные группы сложноподчиненных предложений.

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения спридаточными образа действия и степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.

 

Бессоюзное сложное предложение.

 

Понятие о бессоюзном сложном предложении.Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.Синтаксический  и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение. 

 

Сложные предложения с различными видами связи.

 

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

 

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.

 

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.             Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.

 

 

 

5 класс (5 ч. в неделю)

 

п/п

Разделы курса.

Количество часов

Количество

контрольных работ (диктанты)

Количество

творческих работ

1.

Язык и общение.

3

 

 

2.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

24

Контрольный диктант № 1

Обучающее изложение

Обучающее сочинение

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

33

Контрольный диктант № 2, № 3

Сжатое изложение

Обучающее сочинение 1,2

Контрольное изложение №1

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15

Контрольный тест №1

Обучающее изложение

Сочинение 1,2

5.

Лексика. Культура речи.

11

Контрольный тест №2

Контрольное сочинение № 1

Изложение

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

Контрольный диктант  № 4

Обучающее сочинение 1,2,3

Обучающее изложение

7.

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.

19

Контрольный диктант № 5

Обучающее изложение 1,2

Обучающее сочинение 1,2

8.

Имя прилагательное.

14

Контрольный диктант № 6

Контрольное сочинение № 2

Обучающее сочинение

9.

Глагол.

28

Контрольная работа № 1

Обучающее изложение

Контрольное изложение № 2

Обучающее сочинение 1,2

10.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

6

 

 

 

ИТОГО:

175

Контрольных диктантов – 6

Контрольных тестов – 2

Контрольных работ – 1

Изложений – 10

Сочинений – 15

 

 

 

 

 

  

 

6 класс (6 ч. в неделю)

 

п/п

Разделы курса.

Количество часов

Количество

контрольных работ (диктанты)

Количество

творческих работ

1.

Русский язык-один из развитых языков мира.

1

 

 

2.

Повторение изученного в 5 классе.

12

Контрольный диктант №1

 

3.

Текст.

4

 

Сочинение-рассказ

4.

Лексика. Культура речи.

14

Контрольный тест №1

Сжатое изложение

Сочинение

5.

Фразеология. Культура речи.

4

 

 

6.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

33

Контрольная  работа №1,2

Сочинение-описание

Контрольное сочинение №1

Подробное изложение

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

23

Контрольный диктант №2

Контрольная работа №3

Контрольный тест №2

Сочинение

 

8.

Имя прилагательное.

28

Контрольный диктант №3

Контрольная работа №4

Сочинение-описание 1,2

Сочинение

Подробное изложение

9.

Имя числительное.

16

Контрольная работа №5

Контрольный тест №3

Сжатое изложение

 

10.

Местоимение.

24

Контрольный диктант № 4

Контрольный тест №4

Сочинение-рассказ

Сочинение-рассуждение

11.

Глагол.

29

Контрольный диктант №5

Контрольный тест №5

Сочинение-рассказ 1,2

Подробное изложение

Сжатое изложение

12.

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи.

22

Контрольная работа №6

Сочинение-рассуждение

 

ИТОГО:

210

Контрольных диктантов-5

Контрольных работ-6

Контрольных тестов-5

Сочинений-13

Изложений-6

 

 

 

 

 

 

7 класс (4 ч. в неделю)

 

п/п

Разделы курса.

Количество часов

Количество

контрольных работ (диктанты)

Количество

творческих работ

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1

 

 

2.

Повторение изученного в 5-6 классах.

13

Контрольный диктант № 1

Сочинение

3.

Морфология и орфография. Культура речи.

Причастие.

45

Контрольный диктант № 2

Контрольная диктант №3

Сочинение-описание 1,2

Сжатое изложение

Выборочное изложение

4.

Деепричастие.

14

Контрольный диктант № 4

Сочинение

5.

Наречие.

23

Контрольный диктант № 5

 

Сочинение

Изложение

6.

Категория состояния.

4

 

Сжатое изложение

7.

Служебные части речи.

Предлог.

9

Контрольный тест №1

Подробное изложение

 

8.

Союз.

11

Контрольная работа №1

Контрольный тест №2

Сочинение-рассказ

9.

Частица.

11

Контрольный тест №3

Сочинение-рассказ

Подробное изложение

10.

Междометие.

2

Контрольная работа №2

 

11.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

7

 

 

 

ИТОГО:

140

Контрольных диктантов-5

Контрольных работ-2

Контрольных тестов-3

Изложений-6

Сочинений-7

 

 

 

 

 

 

 

8 класс (3ч. в неделю) 

 

п/п

Разделы курса.

Количество часов

Количество

контрольных работ (диктанты)

Количество

творческих работ

1.

Функции русского языка в современном мире.

1

 

 

2.

Повторение изученного в 5-7 классах.

8

Контрольный диктант № 1

Изложение

3.

Синтаксис.  Словосочетание.

4

 

 

4.

Простое предложение.

5

Контрольная работа №1

Сочинение-описание

5.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

7

Контрольный диктант № 2

 

Сжатое изложение

6.

Второстепенные члены предложения.

9

Контрольная работа № 2

 

Сочинение

7.

Односоставные предложения.

11

Контрольная работа №3

Сочинение - рассуждение

 

8.

Однородные члены предложения.

16

Контрольный диктант №3

Изложение

Сочинение-рассуждение

9.

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

11

Контрольный диктант №4

Сжатое изложение

10.

Обособленные члены предложения.

18

Контрольный диктант №5

Контрольная работа №4

Сочинение – рассуждение

Сжатое изложение

12.

Прямая и косвенная речь.

8

Контрольный диктант №6

 

13.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

7

Контрольная работа №5

 

 

ИТОГО:

105

Контрольных диктантов-6

Контрольных работ-45

 

Изложений-5

Сочинений-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс (3ч. в неделю)

 

п/п

Разделы курса.

Количество часов

Количество

контрольных работ (диктанты)

Количество

творческих работ

1.

Международное значение русского языка.

2

 

Сочинение-рассуждение

2.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах.

11

Контрольный диктант № 1

Подробное изложение

Сжатое изложение

3.

Сложное предложение. Культура речи.

8

 

Сочинение-описание 1,2

 

4.

Сложносочиненные предложения.

13

Контрольный диктант № 2

 

Сочинение-рассуждение

Сочинение-описание

5.

Сложноподчиненные предложения.

30

Контрольный диктант № 3

 

Сжатое изложение

Сочинение-рассуждение

6.

Бессоюзные сложные предложения.

11

Контрольный диктант № 4

 

Сжатое изложение

Сочинение-рассказ

7.

Сложные предложения с различными видами связи.

11

Контрольный тест №1

Подробное изложение

Сочинение-рассуждение

8.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.

16

Контрольная работа №1

Сжатое изложение

Сочинение-рассуждение

 

ИТОГО:

102

Контрольных диктантов-4

Контрольных работ-1

Контрольных тестов-1

Изложений-6

Сочинений-9