РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для среднего общего образования

(10-11 классы)

 

 

БуранбаевойСанииРафаилевны

учителя русского языка и литературы первой категории

 

 

Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и

Примерной программы среднего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения

 

 

 

Срок реализации – 2 года

I.                   Пояснительная записка. 

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов(базовый уровень) составлена с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Положения о рабочей программе в ОУ, Федерального перечня учебников по предмету «Русский язык», авторской программы "Программа. Русский язык. 10-11 классы" Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.,М.: "Русское слово"-2008 год.В работе используется учебник русского языка для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2-х частях; авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.,М.: «Русское слово»-2015 год.    

Курс русского языка в 10–11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

   осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

   расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения основных разделов лингвистики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка;

   овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);

  овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.).

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данная программа обеспечивает в преподавании е д и н с т в о процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые

условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

    Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции– систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На изучение предмета в 10 классе отводится 35 ч., в связи с 35 недельной сеткой - 1час в неделю, в 11 классе отводится 34 часа в связи с 34 недельной сеткой - 1 час в неделю).

 

II.                Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 

Личностными результатамиосвоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:

-понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;

-осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;

-расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;

-способность к продуцированию текстов разных жанров;

-стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.

Метапредметными результатами являются:

-владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

-умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

-способность адекватно воспринимать и преобразовывать полученную информацию;

говорение и письмо:

-умение создавать тексты (устные и письменные) разных стилей  и типов речи;

-умение свёртывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, конспект и.т.д.);

-владение нормами правильной устной и письменной речи;

-умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;

-использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе и др.), а также в повседневном общении.

Предметными результатами являются:

-расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;

-углубление знаний о языке как системе;

-закрепление базовых речеведческих понятий (текст и его признаки, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);

-овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике, систематизация орфографических и пунктуационных правил;

-умение проводить различные виды языкового анализа;

-осознание эстетической функции языка; понимание роли изобразительно-выразительных средств в создании образной системы художественного текста.

 

III.             Содержание тем учебного курса. 

10 класс. 

Слово о русском языке.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Практическая работа. Редактирование текстов

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Слово и его лексическое значение. Однозначность и многозначность слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы как выразительные средства языка. Фигуры речи как выразительные средства языка. Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ поэтического текста.  Омонимы и их употребление. Работа со словарями. Синонимы, антонимы и их употребление. Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов. Фразеология. Употребление фразеологизмов.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.

Морфемика и словообразование.

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление Ь для обозначения на письме мягкости и для обозначения грамматических форм. Состав слова. Морфемный анализ слова. Основные способы образования слов. Международные словообразовательные элементы.

Словообразовательный разбор слова.  Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных. Правописание приставок. Гласные Ы-И после приставок.

Морфология и орфография.

Самостоятельные части речи.

Систематизация знаний о частях речи.  Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы. Гласные в суффиксах имен существительных. Морфологические нормы.

Р/Р. Функционально-смысловые типы речи. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы. Правописание сложных имен существительных и прилагательных. Морфологический разбор числительных. Морфологические нормы. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Морфологический разбор глагола. Правописание личных окончаний глаголов. Морфологические нормы. Правописание суффиксов глаголов. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Краткие и полные страдательные причастия.  Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Значение и употребление деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Образование наречий. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния. Правописание наречий.

Служебные части речи.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

 

11 класс.

Синтаксис и пунктуация.

Основные принципы русской пунктуации. Словосочетание. Виды синтаксической связи.

Предложение.

Понятие о предложении. Классификация предложений.

Простое предложение.

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Двусоставные и односоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

 

Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими  придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац.

Предложения с чужой речью.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания.

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи.

Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи.

Стилистика.

Функциональные стили.

Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Язык художественной литературы. Текст. Типы речи.

Из истории русского языкознания.

Михаил Васильевич Ломоносов. Александр Христофорович Востоков. Федор Иванович Буслаев. Владимир Иванович Даль. Яков Карлович Грот. Алексей Александрович Шахматов. Дмитрий Николаевич Ушаков. Виктор Владимирович Виноградов. Сергей Иванович Ожегов.

 

 

 

IV.             Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.

 

10 класс (1 ч. в неделю)

п/п

урока

Разделы курса.

Количество часов

Количество

контрольных работ (диктанты)

1.

Слово о русском языке.

1

 

2.

Лексика. Фразеология. Лексикография.

5

Входной диктант

Контрольная работа №1

3.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

2

Контрольная работа №2

4.

Морфемика и словообразование.

3

Контрольная работа №3

5.

Морфология и орфография.

3

Тест

6.

Самостоятельные части речи.

14

Контрольная работа №4

7.

Служебные части речи.

7

Контрольная работа №5

 

ИТОГО:

35

Диктантов-1

Контрольных работ – 5

Тестов-1

 

11 класс (1 ч. в неделю)

 

п/п

урока

Разделы курса.

Количество часов

Количество

контрольных работ (диктанты)

Количество

творческих работ

1.

Повторение.

5

Контрольная работа №1

 

2.

Синтаксис и пунктуация. Простое предложение.

17

Контрольный тест №1

Контрольный тест №2

Сочинение -рассуждение

3.

Сложное предложение.

9

Контрольный тест№3

 

4.

Повторение и обобщение изученного.

3

Контрольная работа№2

 

 

ИТОГО:

34

Контрольных работ-2

Контрольных тестов-3

Сочинений-1

 

 

 

x